Современная мебель

Возведение земляных сооружений бульдозером. Возведение земляных сооружений бульдозером Схема работы бульдозера при обратной засыпке

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК) ОБРАТНАЯ ЗАСЫПКА, РАЗРАВНИВАНИЕ И УПЛОТНЕНИЕ ГРУНТА В ТРАНШЕЕ С КОЛЛЕКТОРОМ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Технологическая карта (ТК) составлена на производство работ по обратной засыпке, разравниванию и уплотнении одной захватки длиной 50 н несвязного грунта I группы и связного II группы оптимальной этажности в траншее глубиной 3 м и с коллектором шириной 1,8 м и высотой 1,9 м. При привязке ТК к конкретному объекту и условиям строительства уточняйся схемы производства работ, объемы работ, калькуляции затрет труда, средства механизации с учетом максимального использования парка механизмов. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Технические рекомендации распространяются на работы по уплотнению грунта при обратной засыпке котлованов, траншей, пазух после прокладки подземных инженерных сетей, устройства фундаментов возводимых зданий. 2. Технические рекомендации распространяются также на работы по уплотнению грунта после восстановительного ремонта подземных инженерных сетей в зоне проезжей части дороги. 3. Уплотнение грунта следует производить в соответствии со СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" и ВСН 52-96 "Инструкция по производству земляных работ в дорожном строительстве и при устройстве подземных инженерных сетей". 4. Характеристики, термины и определения грунтов используются в соответствии с ГОСТ 25100-95 "Грунты. Классификация". ТЕХНОЛОГИЯ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА ПРИ ОБРАТНОЙ ЗАСЫПКЕ ТРАНШЕЙ 1. Обратная засыпка траншей инженерных коммуникаций производится после проведения испытаний их и оформления акта, выполнения изоляции стыков, каналов, ниш и получения разрешения на проведение обратной засыпки. 2. Засыпку траншей для подземных коммуникаций грунтом необходимо осуществлять вслед за прокладкой трубопроводов и сетевых устройств, также необходимо принимать меры против сдвига их по оси и против повреждений трубопроводов и их изоляции. Схема уплотнения грунта при обратной засыпке траншей, схема организации работ по засыпке траншей и схема обратной засыпки траншей показаны на рис.1, 2, 3 соответственно. Рис.1. Схема уплотнения грунта при засыпке траншей: 1 — зона над трубопроводом, где уплотнение грунта запрещается; 2, 3 — толщина слоя грунта, уплотненного ручными механизмами; 4 — слой грунта, уплотненного ручным немеханизированным инструментом; 5 — слои грунта, уплотненные механическими трамбовками (принимается до 0,25 м); — толщина уплотняемого слоя, уплотнение производить одновременно с двух сторон Примечание. Ручной немеханизированный инструмент — лопата, совок, деревянные трамбовки; ручные механизмы — площадочные вибраторы, электротрамбовки, механические трамбовки. Рис.2. Схема организации работ по засыпке траншей: а) экскаватором-планировщиком; б) бульдозером; 1 — экскаватор-планировщик; 2 — обратная засыпка грунта бульдозером; 3 — обратная засыпка грунта экскаватором-планировщиком; 4 — разравнивание грунта экскаватором планировщиком; 5 — разравнивание грунта вручную; 6 — поливинилхлоридная труба; 7 — грунт для обратной засыпки; 8 — бульдозер; 9 — канализационный колодец Расстояние от линии откоса траншеи до начала отвала грунта по бровке траншеи должно быть не менее 0,7 м при глубине траншеи до 3 м и не менее 1,0 м при глубине траншеи более 3 м. Рис.3. Схема обратной засыпки траншей: а) телефонная канализация; б) бесканальная тепловая сеть; 1 — слои грунта, уплотняемые ручными электротрамбовками; 2 — слои грунта, засыпаемые и уплотняемые вручную; 3 — пластмассовые трубы; 4 — дренажная труба (трубофильтр или др.); 5 — трубопроводы; I — слои грунта, уплотняемые легкими механическими трамбовками; II — слои грунта, уплотняемые ручными электротрамбовками; III — слои грунта, засыпаемые и уплотняемые вручную 3. Засыпка траншей с уложенными подземными коммуникациями производится в два приема. Сначала засыпаются и подбиваются вручную пазухи и присыпаются трубопроводы на высоту над верхом трубопровода не менее 0,2 м с тщательным послойным ручным трамбованием, а в зимний период времени для труб керамических, асбестоцементных и полиэтиленовых — 0,5 м. Затем остальная часть траншеи засыпается путем осторожного сбрасывания грунта бульдозерами. 4. Послойное уплотнение засыпки трубопроводов выполняется преимущественно пневматическими, моторными, электрическими трамбовками, а также методом виброуплотнения. 5. Пазухи между трубой и стенками траншеи засыпаются послойно экскаваторами-планировщиками ЭО-3532А, экскаваторами ЭО-2621В, ЭО-3123, ЭО-4225 и др.; толщина слоя должна быть не более 0,25 м. Уплотнение производится равномерно с двух сторон электрическими трамбовками типа ИЭ-4502А. 6. При уплотнении грунта над коммуникациями толщина защитного слоя должна быть не менее 0,25 м для металлических и железобетонных труб и не менее 0,4 м для керамических, асбестоцементных и пластмассовых труб. Защитный слой над коммуникациями также уплотняется электрическими трамбовками. 7. При прокладке кабельных линий траншеи должны иметь снизу подсыпку, а сверху — засыпку слоем мелкой земли, не содержащей камней, строительного мусора. Толщина слоя песка для подсыпки и толщина слоя засыпки должна быть не менее 0,1 м. 8. При засыпке трубопроводов, проложенных в траншеях с уклоном более 20°, необходимо принять меры против сползания грунта и размыва его ливневыми водами. Способ укрепления должен быть указан в проекте производства работ. 9. При прокладке труб из полиэтилена выравнивается дно траншеи, а в скальных грунтах необходимо устраивать подушку из рыхлого грунта толщиной не менее 0,1 м без включения камней, щебня и др. 10. Засыпку трубопроводов из полиэтилена необходимо производить в самое холодное время суток лишь после их предварительного испытания на плотность. 11. Дальнейшая засыпка грунта над уложенными трубопроводами производится экскаваторами, экскаваторами-планировщиками, бульдозерами послойно с толщиной слоя 0,7 м для песка, 0,6 м для супеси и суглинков, 0,5 м для глины. Послойное уплотнение грунта производится гидромолотами и виброплитами. 12. Обратная засыпка траншеи грунтом при помощи бульдозера представлена на рис.4. Из рисунка видно, что площадь отвала, из которого забирают грунт, разбивается на отдельные, последовательно разрабатываемые участки. Бульдозер подходит к краю отвала с его торца под некоторым углом, забирает грунт на участке I и после перемещения его в траншею проходит к следующему участку II. Грунт с участков II, IV, VI перемещают в траншею поперечными проходами бульдозера, а с участков I, III, V, VII — косыми. Такой способ работ сокращает длину проходов груженого бульдозера и улучшает условия набора грунта. Рис.4. Обратная засыпка траншеи грунтом при помощи бульдозера: 1 — бульдозер; 2 — трубопровод 13. При прохождении трассы вдоль строений, заборов, зеленых насаждений засыпка траншей производится вручную с послойным трамбованием засыпки через 0,2 м. 14. Траншеи и котлованы на участках пересечения с существующими или проектируемыми дорогами должны засыпаться на всю глубину песком и уплотняться до — 0,98. 15. Уплотнение верхних слоев на 1,0-1,2 м от поверхности может производиться прицепными катками к тракторам Т-150 (СД-801) и самоходными разного типа массой 6-15 т (ДУ-47Б, ДУ-64, ДУ-58А и др.) 16. В местах пересечения траншей с действующими подземными коммуникациями (трубопроводами, кабелями и др.), проходящими в пределах глубины траншей, проектом должны быть предусмотрены устройства, обеспечивающие неизменяемость положения и сохранность коммуникаций на период производства работ и эксплуатации. Если такие устройства не предусмотрены, обратная засыпка траншей должна производиться в следующем порядке: подсыпка под действующие коммуникации выполняется песком по всему поперечному сечению траншеи на высоту до половины диаметра трубопровода (кабеля) или его защитной оболочки с послойным уплотнением; вдоль траншеи размер подсыпки по верху должен быть больше на 0,5 м с каждой стороны трубопровода (кабеля) или его защитной оболочки, а крутизна откосов подсыпки должна быть 1:1. 17. Выполненные работы по уплотнению грунта предъявить авторскому и техническому надзорам и составить акт на скрытые работы. 18. Засыпку и уплотнение котлованов, траншей, пазух, над которыми должны сооружаться рельсовые пути для установки башенных кранов, следует производить аналогично устройству основания из насыпного грунта. 19. Насыпной грунт земляного полотна следует укладывать слоями с обязательным послойным уплотнением. Толщина слоев определяется применяемыми машинами и механизмами для уплотнения грунта. 20. Плотность (объемный вес скелета) грунта земляного полотна в г/м должна быть не менее для: мелких и пылевидных песков — 1,7; супесей — 1,65; суглинков — 1,6; глины — 1,5. 21. При устройстве рельсовых путей с деревянными полушпалами плотность грунта должна проверяться через каждые 12,5 м, а при устройстве путей с железобетонными балками — под каждой балкой. 22. Результаты проверки необходимо заносить в акт сдачи рельсового пути в эксплуатацию. 23. Рекомендуемые машины и оборудование для обратной засыпки котлованов, траншей, пазух, уплотнения грунта приведены в табл.1.1. Таблица 1.1

Наименование машин, оборудования Марка, тип Выполнение технологических процессов Экскаваторы с гидроприводом ЭО-2621В-3 ЭО-4245 ЭО-4225А ЭО-3123 и др. Гидромолоты к экскаваторам "Ронсон" "Раммер-700" "Раммер-1600" СП-62; СП-71 Уплотнение грунта в котлованах, траншеях, пазухах Виброплиты ДУ-90; ДУ-91 Электротрамбовки ИЭ-4502А ИЭ-4505 Бульдозеры ДЗ-42; ДЗ-162-1; ДЗ-190 и др. Обратная засыпка котлованов, траншей, пазух Экскаваторы-планировщики ЭО-3532А УДС-114 Обратная засыпка и распределение грунта в траншеях и пазухах Катки ДУ-54М ДУ-47Б Уплотнение верхних слоев грунта траншей ДУ-64 ДУ-58А и др.
Примечание. Потребность в машинах определяется проектом производства работ в зависимости от конструктивных решений сооружений, объемов работ и продолжительности их выполнения. 24. При отрицательной температуре воздуха уплотнение грунта обратной засыпки в траншеях должно осуществляться до достижения коэффициента уплотнения 0,98. 25. Время уплотнения грунта в зависимости от температуры воздуха указано в табл.1.2. Таблица 1.2 26. Для послойного уплотнения обратных засыпок рекомендуются следующие способы: для несвязных грунтов — вибрирование и вибротрамбование; для малосвязных грунтов — укатка, трамбование, вибротрамбование, вибрирование; для связных грунтов — укатка, трамбование, вибротрамбование и комбинированный. 27. Уплотнение грунта в стесненных условиях при засыпке мест извлечений элементов шпунтовых ограждений следует производить с применением специальных уплотняющих средств статического, виброударного или ударного действия, позволяющих получить на всю глубину коэффициент уплотнения не менее 0,98. 28. Процесс уплотнения засыпаемого грунта в местах разборки элементов шпунтовых соединений следует осуществлять установками, оснащенными приборами, контролирующими степень послойного его уплотнения. 29. В условиях г.Москвы могут применяться установки типа: статического зондирования С-832, статического и динамического действия УГБ-IBCM, динамического действия ЦБП-15м. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА До начала обратной засыпки грунтом транши с коллектором необходимо: полностью закончить прокладку коллектора; закончить и проверить гидроизоляцию коллектора; удалить из траншеи все вспомогательные материалы, оборудование и механизмы; составить акты на скрытые работы и получить разрешение заказчика на обратную засыпку. Обратную засыпку, разравнивание и уплотнение грунта выполняют последовательно по слоям. Толщина слоя принимается в зависимости от используемой уплотняющей машины в соответствии с приведенными ниже данными. Таблица 2.1 Обратную засыпку нижних слоев грунта производят экскаватором-планировщиком 30-3332А; разравнивание выполняют вручную или, если позволяет рабочая зона., экскаватором-планировщиком (рис.5-10). Рис.5. Схема обратной засыпки и разравнивания грунта экскаватором-планировщиком ЭО-3332А от отм. -2,5 до отм -1 1 — экскаватор-планировщик ЭО-3332А; 2 — бульдозер ДЗ-42; 3 — автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-3555; 4 — коллектор; 5 — зона разравнивания грунта вручную Рис.6. Направление движения экскаватора-планировщика Рис.7. Направление движения автомобиля-самосвала Рис.8. Направление движения бульдозера Рис.9. Места стоянки экскаватора-планировщика Рис.10. Схема обратной засыпки и разравнивания грунта бульдозером от отм. -1 до отм. 0 1 — экскаватор-планировщик ЭО-3332А; 2 — бульдозер ДЗ-42; 3 — автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-3555; 4 — коллектор; 5 — зона разравнивания грунта вручную Верхние слои засыпают и разравнивают бульдозером ДЗ-42. Несвязный грунт I группы уплотняют вибрационными плитами SVР12,5; SVР25; SVР31.5; SVР63,1, связный грунт и группы — электротрамбовками ИЭ-4501 (ИЭ-4505); ЙЗ-4502; ИЭ-4503 (ИЭ-4506); ИЭ-4504 (рис.11-14). Рис.11. Схема уплотнения связного грунта II группы электротрамбовками 1 — электротрамбовки ИЭ-4505; 2 — вибрационная плита SVP31,5; 3 — коллектор; 4 — места уплотнения грунта электротрамбовкой ИЭ-4504 Рис.12. Схема уплотнения связного грунта I группы вибрационной плитой 1 — электротрамбовки ИЭ-4505; 2 — вибрационная плита SVP31,5; 3 — коллектор; 4 — места уплотнения грунта электротрамбовкой ИЭ-4504 Рис.13. Направление движения электротрамбовки Рис.14. Направление движения вибрационной плиты Схемы уплотнения грунта разработаны для вибрационной плиты SVР31,5 и электротрамбовки ИЭ-4504. Ввиду того, что технология производства работ для вибрационных плит SVР12,5, SVР25, SVР63,1 и эдектротрамбовок ИЗ-4501 (ИЭ-4505), ИЭ-4502, ИЭ-4503 (ИЭ-4506) аналогична вышеуказанным, на них составлены только калькуляции затрат труда и схемы разбивки по сдоям при обратной засыпке, разравнивании и уплотнении грунта (рис.15-18). Рис.15. Схемы обратной засыпки и разравнивания грунта при уплотнении вибрационными плитами 1 — обратная засыпка грунта экскаватором-планировщиком; 2 — обратная засыпка и разравнивание грунта бульдозером; 3 — разравнивание грунта экскаватором-планировщиком; 4 — разравнивание вручную Рис.16. Схемы уплотнения грунта вибрационными плитами 1 — уплотнение грунта SVP12,5; 2 — уплотнение грунта ИЗ-4504; 3 — уплотнение грунта SPV25; 4 — уплотнение грунта SPV63,1 Рис.17. Схемы обратной засыпки и разравнивания грунта при уплотнении электротрамбовками 1 — разравнивание грунта вручную; 2 — разравнивание грунта экскаватором-планировщиком; 3 — обратная засыпка и разравнивание грунта бульдозером; 4 — обратная засыпка грунта экскаватором-планировщиком Рис.18. Схемы уплотнения грунта электротрамбовками Примечание: Все слой грунта уплотняют электротрамбовками. Грунт уплотняют, начиная с зон возле коллектора, а затем двигаются в направлении к краю траншеи, при этом каждый последующий проход трамбующей машины должен перекрывать след предыдущего на 0,1-0,2 м. Для обратной засыпки грунт доставляют на автомобилях-самосвалах ЗИЛ-ИМЗ-555 грузоподъемностью 4,5 т, с кузовом вместимостью 3 м. Работы по обратной засыпке, разравниванию и уплотнению несвязного грунта I группы выполняет бригада из 8 человек: машинист — 6 разр. — 1 пом. машиниста — 5 разр. — 1 машинист — 5 разр. — 1 землекоп — 3 разр. — 1 землекопы — 1 разр. — 4 Обратную засыпку, разравнивание и уплотнение связного грунта II группы выполняет бригада из 9 человек: машинист — 6 разр. — 1 пом. машиниста — 5 разр. — 1 машинист — 5 разр. — 1 землекопы — 3 разр. — 2 землекопы — I разр. — 4 Уплотнение грунта производится при оптимальной влажности с доступными: для связных грунтов ± 10% , для несвязных ± 20 %. 3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УПЛОТНЕНИЯ 1. При устройстве траншей, котлованов и пазух должен быть организован контроль за качеством уплотнения грунтов в процессе производства работ и после их окончания. В процессе выполнения работы должна производиться проверка вида применяемого грунта и правильность его отсыпки, степени плотности и влажности и равномерности уплотнения грунта. 2. Вид применяемых грунтов устанавливается путем определения гранулометрического состава и числа пластичности. 3. Контроль степени плотности и влажности грунта производится посредством испытания образцов грунта. Эта проверка производится по отсыпанным слоям на глубинах 0,3; 0,5; 0,9; 1,2; 1,5 м от верха шурфа. Места шурфов намечаются: в траншеях — по оси траншеи через каждые 50 м; в пазухах котлованов — по периметру фундаментов через каждые 50 м, но не менее одного по торцам здания; в основаниях под полы — на 100 м один шурф. 4. Степень плотности грунта контролируется путем сопоставления плотности образца, взятого без нарушения структуры из насыпи или траншеи, с оптимальной плотностью данного грунта, полученной методом стандартного уплотнения. Степень плотности грунта определяется коэффициентом уплотнения "К". Методики определения коэффициента уплотнения "К" (метод стандартного уплотнения СоюзДорНИИ, метод режущих колец, плотномер конструкции МГП "Кондор") представлены в приложениях 1; 2; 3. 5. При совместной работе нескольких строительных организаций на строительном объекте контроль за качеством уплотнения грунта возлагается на генерального подрядчика и технический надзор заказчика. 6. С целью качественного уплотнения песка в траншеях, попадающих в зону проезжей части дороги, центральная дорожная лаборатория Объединения административно-технических инспекций г.Москвы или лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя определяют коэффициент уплотнения песка и дают разрешение на работы по восстановлению дорожной конструкции. 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ Таблица 4.1 Машины и оборудование
Наименование Тип Марка Количество при уплотнении Техническая характеристика электро- трамбовками виброплитами расчетное принятое расчетное принятое Экскаватор- планировщик Гусеничный ЭО-3332А 0,91 1 0,93 1 Наибольший радиус копания — 6,8 Бульдозер То же ДЗ-42 0,29 1 0,26 1 На базе трактора ДТ-75. Длина отвала 2,52 м Электротрамбовка Ручная ИЭ-4504 1,4 2 0,22 1 Габариты плиты 500х460 мм. Производительность 50 м/ч Вибрационная плита То же 5УР31.5 0,14 1 Габариты плиты 2415×1125 мм. Производительность 750 м/ч
Таблица 4.2 Эксплуатационные материалы (кг)
Наименование Для экскаватора- планировщика Для бульдозера норма на 1 ч работы машины норма на 1 ч работы машины количество на общий объем работ при уплотнении электротрамбовками виброплитами электротрамбовками виброплитами Топливо дизельное 6,8 51 51,6 7,9 25,2 24,7 Бензин 0,04 0,3 0,3 0,04 0,13 0,11 Масло дизельное 0,3 2,24 2,28 0,36 1,15 1,03 Масло индустриальное 0,03 0,22 0,23 0,01 0,03 0,03 Нигрол (вискозин) 0,02 0,15 0,15 0,16 0,51 0,46 Солидол 0,18 1,35 1,37 0,11 0,35 0,32 Смазка графитная 0,09 0,67 0,68 Смазка канатная 0,06 0,45 0,46 Керосин 0,06 0,45 0,46 0,03 0,1 0,08 Автол 0,05 0,37 0,38 0,03 0,1 0,08 Масло веретенное 0,05 0,37 0,38 Материалы обтирочные 0,03 0,22 0,23 0,02 0,06 0,06 Канат стальной 0,03 0,22 0,23
5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1. При производстве работ необходимо соблюдать требования СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве", СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" и ВСН 52-96 "Инструкция по производству земляных работ в дорожном строительстве и при устройстве подземных инженерных сетей". 2. К работам по уплотнению грунтов допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение, вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. 3. Все применяемые машины, приспособления должны иметь паспорта и инвентарные номера, по которым они записываются в специальные журналы учета и периодических осмотров. К управлению строительными машинами и к работе с приспособлениями допускаются специально обученные рабочие и обслуживающий персонал. 4. Места работ на улицах, проездах, во дворах, а также в местах, где происходит движение людей или транспорта, должны быть ограждены защитными ограждениями. На ограждении необходимо устанавливать предупредительные надписи и знаки, а в ночное время место производства работ должно быть освещено. 5. Лица, допускаемые к управлению ручными электрическими машинами, должны иметь II квалификационную группу по технике безопасности. 6. При производстве работ пользоваться только исправным оборудованием и приспособлениями. 7. Производство земляных работ в зоне действующих подземных коммуникаций следует осуществлять под непосредственным руководством прораба или мастера, а в охранной зоне кабелей, находящихся под напряжением, или действующего газопровода, кроме того, под наблюдением работников электро- или газового хозяйства. При разгрузке грунта располагать автомобиль-самосвал не ближе чем на расстоянии 1 м от бровки траншеи. 8. Не допускать присутствия людей, а также производства других работ в зоне действия землеройных машин. 9. Односторонняя засыпка пазух у свежевыложенных подпорных сетей и фундаментов допускается после осуществления мероприятий, обеспечивающих устойчивость конструкции при принятых условиях, способах и порядке засыпки. 10. Систематически контролировать состояние откосов траншей, а при появлении трещин принимать меры против обрушения грунта. 11. Систематически проверять качество уплотнения грунтов. Вблизи конструкций все работы выполнять только в светлое время суток. 12. Спуск рабочих в котлован (траншею) и их подъем должен осуществляться по лестницам, установленным на границе опасной зоны для прохода людей при работе машин. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1. Необходимо осуществлять мероприятия и работы по охране окружающей природной среды согласно "Правилам организации подготовки и производства земляных и строительных работ в г.Москве" (Постановление Правительства Москвы N 207 от 17 марта 1998 года). 2. Запрещается применение для уплотнения грунта оборудования, являющегося источником выделения вредных веществ в атмосферный воздух и повышенных уровней шума и вибрации. 3. Все участки территории, где производятся уплотнения грунта, — в траншеях, котлованах, пазухах — должны быть ограждены согласно стройгенплану или схеме работ. 4. На строительной площадке должны быть размещены бытовые и подсобные помещения для рабочих и ИТР в соответствии с нормативными требованиями. Следует оборудовать места для складирования материалов, конструкций, изделий и инвентаря, а также для установки строительной техники. 5. В зоне производства работ по уплотнению грунта должна быть произведена срезка и складирование растительного слоя грунта в специальные отведенные места, сохраняемые деревья должны быть ограждены. 6. Производственные и бытовые стоки, образующиеся на строительной площадке, должны очищаться и обезвреживаться в порядке, предусмотренном проектом организации строительства и проектом производства работ. 7. После прокладки подземных инженерных сетей, засыпки грунтом траншей, котлованов, пазух и последующего его уплотнения до требуемой плотности, поверхность земли должна соответствовать отметкам, указанным в проекте производства работ. 8. Вся территория, на которой производились работы по уплотнению грунта в траншеях, котлованах и пазухах, должна быть озеленена. 9. Для засева газона следует применять смеси трав, в частности, смесь гребенника обыкновенного, мятлика лугового, рабграса английского и красной овсянницы. 10. Для озеленения объекта значительное внимание должно уделяться выбору вида растения для зеленых насаждений. При этом следует учитывать климатические, почвенные и гидрологические условия района посадки, а также особенности его планировки и застройки. В условиях г.Москвы чаще всего следует применять деревья с густой кроной: липы, березы, клены, тополя, лиственницы, а также плодовые деревья: яблони, вишни, груши; из кустарниковых пород следует использовать акацию, жасмин, сирень и др. 11. На улицах, проездах и тротуарах, имеющих усовершенствованное дорожное покрытие, траншеи и котлованы разрабатываются в скреплениях и засыпаются послойно песком. Эти работы выполняются в присутствии представителей технического надзора эксплуатационных организаций, дорожных служб и авторского надзора проектных организаций. 6. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ График производства работ по обратной засыпке, разравниванию и уплотнению несвязных грунтов I группы вибрационной плитой SVР31,5 Таблица 6.1
Наименование работ Единица измерения Объем работ Исполнители работ Рабочие часы на единицу измерения на общий объем работ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 14 100 м 0,25 0,44 0,6 0,86 5,4 (2,7) 100 м 2,6 1,4 (0,7) 3,64 (1,82) м 25 44 60 0,07 1,75 3,08 4,2 Землекопы I разр. — 4 Уплотнение грунта электротрамбовкой ИЭ-4504 по слоям 1-ый 2-ой 100 м 0,25 0,44 4,1 1,05 1,8 100 м 1,37 1,54 0,66 (0,66) 0,9 (0,9) 1,02 (1,02) Машинист 5 разр. — I 100 м 1,37 1,54 0,33 (0,33) 0,45 (0,45) 0,51 (0,51) Уплотнение грунта вибрационной плитой 5УР31,5 по слоям 3-ий 4-ый 5-ый 6-ой 100 м 0,6 0,86 1,37 1,54 0,27 0,16 0,23 0,37 0,42 Землекоп 3 разр. — I
Таблица. 6.2 График производства работ по обратной засыпке, разравниванию и уплотнению связных грунтов II группы электротрамбовкой ИЭ-4504
Наименование работ Единица измерения Объем работ Затраты труда, чел.-ч (маш.-ч) Исполнители работ Рабочиечасы на единицу измерения на общий объем работ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 14 Обратная засыпка грунта экскаватором- планировщиком Э0-3332А по слоям 1-ый 2-ой 3-ий 4-ый 100 м 0,22 0,39 0,53 0,76 56,2 (23,1) 1,35 (0,68) 2,42 (1,21) 3,28 (1,64) 4,72 (2,36) Машинист 6 разр. — 1 Пом. машиниста 5 разр. — 1 Разравнивание экскаватором- планировщиком ЭО-3332А 4-го слоя грунта 100 м 2,6 1,4 (0,7) 3,22 (1,61) Разравнивание грунта вручную по слоям 1-ый 2-ой 3-ий м 22 39 53 0,09 1,98 3,5 476 Землекопы I разр. — 4 Обратная засыпка грунта бульдозером ДЗ-42 по слоям 5-ый 6-ой 100 м 1,22 1,37 0,77 (0,77) 0,94 (0,94) 1,06 (1,06) Машинист 5 разр. — 1 Разравнивание грунта бульдозером ДЗ-42 по слоям 5-ый 6-ой 100 м 1,22 1,37 0,46 (0,46) 0,56 (0,56) 0,63 (0,63) Уплотнение грунта электротрамбовкой ИЭ-4504 по слоям 1-ый 2-ой 3-ий 4-ый 5-ый 6-ой 100 м 0,22 0,39 0,53 0,76 1,22 1,37 5,06 1,12 1,98 2,68 3,86 6,18 6,94 Землекопы 3 разр. — 2
7. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Таблица 7.1
Показатели Единица измерения Уплотнение грунта вибрационными плитами электротрамбовками SVР12.5 SVР25 SVР31.5 SVР63,1 ИЭ-4501 (ИЭ-4505) ИЭ-4502 ИЭ-4503 (ИЭ-4506) ИЭ-4504 Объем земляных работ 100 м 5,06 5,06 5,06 5,06 4,49 4,49 4,49 4,49 Затраты труда на общий объем работ чел.-дн. 4 4,48 3,8 4,12 14,9 6,75 19,3 6 чел.-дн. 0,79 0,89 0,75 0,81 3,32 1,5 4,3 1,34 Заработная плата на общий объем работ руб.-коп. 20-33 22-92 19-66 21-33 70-55 32-92 89-79 28-06 То же, на 100 м уплотненного грунта руб.-коп. 4-01 4-52 3-88 4-20 15-70 7-с(4 20-08 6-50 Выработка на одного рабочего в смену 100 м 1,27 1,13 1,33 1,23 0,3 0,67 0,23 0,75 Время работы машин на общий объем работ маш.-см. 1,29 1,4 1,28 1,3 1,54 1,32 1,59 1,3 То же, на 100 м уплотненного грунта маш.-см. 0,21 0,28 0,25 0,26 0,34 0,29 0,.зо 0,29
Таблица 7.2 Калькуляция затрат труда на обратную засыпку, разравнивание и уплотнение несвязного грунта I группы вибрационной плитой SVР31.5
Наименование работ Единица измерения Объем работ Обратная засыпка грунта экскаватором-планировщиком ЭО-3332А по слоям 1-ый 2-ой 3-ий 4-ый 100 м 0,25 0,44 0,6 0,86 5,4 (2,7) 1,35 (0,67) 2,38 (1,19) 3,24 (1,62) 4,65 (2,32) Разравнивание экскаватором-планировщиком ЭО-2А 4-го слоя грунта 100 м 2,6 1,4 (0,7) 3,64 (1,82) Разравнивание грунта вручную по слоям 1-ый 2-ой 3-ий м 25 44 60 0,07 1,75 3,08 4,2 Уплотнение грунта электротрамбовкой ИЭ4504 по слоям 1-ый 2-ой 100 м 0,25 0,44 4,1 1,05 1,8 Обратная засыпка грунта бульдозером ДЗ-42 по слоям 5-ый 6-ой 100 м 1,37 1,54 0,66 (0,66) 1,02 (1.02) Разравнивание грунта бульдозером ДЗ-42 по слоям 5-ый 6-ой 103 м 1,37 1,4 0,33 (0,33) 0,45 (0,45) 0,51 (0,51) Уплотнение грунта вибрационной плитой SVР31,5 по слоям 3-ий 4-ый 5-ый 6-ой 100 м 0,6 0,86 1,37 1,54 0,27 0,16 0,23 0,37 0,42
Таблица 7.3 Калькуляция затрат труда на обратную засыпку, разравнивание и уплотнение несвязного грунта I группы вибрационными плитами SVР12.5, SVР25, SVР63,1
Наименование работ Отметка уровня, м Единица измерения Объем работ Норма времени на единицу измерения, чел. -ч (маш-ч) Затраты труда на общий объем работ, чел. -ч (маш-ч) SVP12,5 SVP25 SVP63,1 SVP12,5 SVP25 SVP63,1 SVP12,5 SVP25 SVP63,1 от -3 до — 1 от -3 до -0,8 от -3 до -0,9 100 м 2,14 — — 2,68 — — — 2,39 5,4 (2,7) 11,58 (5,79) — — — 14,5 (7,25) — — — 2,92 (6,46) Разравнивание грунта экскаватором- планировщиком Э0-3332А от -1,3 до -1 от -1,2 до 43,8 от -1,5 до -0,9 100 м 2,64 — — — — 2,73 — 1,4 (0,7) — 2,68 3,7 (1,85) — — 3,82 (1,91) — — 3,74 (,87) от -3 до -1,3 от -3 до -1,2 от -3 до -1,5 м 158 — — — 170 — — — 127 0,07 11,05 — — — 11,9 — — — 8,87 Уплотнение грунта электротрамбовкой ИЭ-4504 от -3 до -2,5 от -3 до -2 от -3 до -1,5 100 м 0,17 — — — 0,69 — — — 1,29 4,1 0,7 — — — 2,84 — — — 5,3 Обратная засыпка грунта бульдозером ДЗ-42 от -1 до 0 от -0,8 до 0 от — 0,9 100 м 2,92 — до 0 — 2,38 — — — 2,67 — 0,66 (0,66) 1,93 (1,93) — — — 1,57 (1,57) — — — ,76 (,76) Разравнивание грунта бульдозером ДЗ-42 от — 1 до 0 от -0,8 до 0 от -0,9 до 0 100 м 2,92 — — — 2,38 — — — 2,67 0,33 (0,33) — — — 0,2 (0,2) 0,96 (0,96) — — — 0,78 (0,78) — — — 0,54 (0,54) Уплотнение грунта вибрационной плитой от -2,5 до 0 от -2 до 0 от -1,5 до 0 100 м 4,89 — — — 4,37 — — — 3,77 0,61 — — — 0,33 — — — 0,19 2,98 — — — 1,44 — — — 0,72
Таблица. 7.4 Калькуляция затрат труда на обратную засыпку, разравнивание и уплотнение связного грунта II группыэлектротрамбовкой ИЭ-4504
Наименование работ Единица измерения Объем работ Норма времени на единицу измерения, чел.-ч (маш.-ч) Затраты труда на общий объем работ, чел.-ч (маш.-ч) Обратная засыпка грунта экскаватором-планировщиком Э0-3332А по слоям 1-ый 2-ой 3-ий 4-ый 100 м 0,22 0,39 0,53 0,76 6,2 (3,1) 1,36 (0,68) 2,42 (1,21) 3,28 (1,64) 4,72 (2,36) Разравнивание экскаватором-планировщиком Э0-3332А 4-го слоя грунта 100 м 2,3 1,4 (0,7) 3,22 (1,61) Разравнивание грунта вручную по слоям 1-ый 2-ой 3-ий м 22 39 53 0,09 1,98 3,5 4,76 Обратная засыпка грунта бульдозером ДЗ-42 по слоям 5-ый 6-ой 100 м 1,22 1,37 0,77 (0,77) 0,94 (0,94) 1,06 (1,06) Разравнивание грунта бульдозером ДЗ-42 по слоям 5-ый 6-ой 100 м 1,22 1,37 0,46 (0,46) 0,56 (0,56) 0,63 (0,63) Уплотнение грунта электротрамбовкой ИЭ-4504 по слоям 1-ый 100 и 0,22 5,06 1,12 2-ой 3-ий 4-ый 5-ый 6-ой 0,39 0,53 0,76 1,22 1,37 1,98 2,68 3,86 6,18 6,94
Таблица. 7.5 Калькуляция затрат труда на обратную засыпку, разравнивание и уплотнение связного грунта II группы электротрамбовками ИЭ-4501 (ИЭ-4505), ИЭ-4502, ИЭ-4503 (ИЭ-450Б)
Наименование работ Отметка уровня, м Единица измере- ния Объем работ Норма времени на единицу измерения, чел-ч (маш.-ч) Затраты труда на общий объем работ, чел.-ч (маш.-ч) электро- трамбовки ИЭ-4501 (ИЭ-4505) ИЭ-4502 ИЭ-4503 (ИЭ-4506) ИЭ-4501 (ИЭ-4505) ИЭ-4502 ИЭ-4503 (ИЭ-4506) ИЭ-4501 (ИЭ-4505) ИЭ-4502 ИЭ-4503 (ИЭ-4506) Обратная засыпка грунта экскаватором- планировщиком ЭО-3332А от -3 до 0,8 от -3 до -1 от -3 до — 0,75 100 м 2,46 — — — 1,99 — — — 2,7 6,2 (3,1) 15,2 (7,65) — — — 12,4 (6,2) — — — 6,8 (8,4) Разравнивание грунта экскаватором- планировщиком 30-3332А от -1,2 до -0,8 от -1,4 до -1 от -1,2 до -0,75 100 м 2,35 — — — — — — — 2,38 1,4 (0,7) 3,3 (1,65) — — — 3,15 (1,57) — — 3,34 (,67) — Разравнивание грунта вручную от -3 до -1,2 от -3 до -1,4 от -3 до -1,2 м 144 — — — 120 — — — 144 0,09 12,9 — — — 10,8 — — — 2, 9 Обратная засыпка грунта бульдозером Д9-42 от -0,8 до 0 от -1 до 0 от -0,75 до 0 100 м 2,03 — — — 2,5 — — — 1,79 0,77 (0,77) 1,56 (1,56) — — — 1,92 (1,92) — — — ,38 (,38) Уплотнение грунта электро- трамбовкой от-3 до 0 100 м 4,49 — — — 4,49 — — — -4,49 19,52 — — — 5,8 — — — 27,3 87,6 — — — 26,1 — — — 22,58
Приложение 1 Определение плотности грунтов методом зондирования с помощью удлиненного ударника 1. Метод зондирования может применяться при определении плотности песчаного и супесчаного грунтов в полевых условиях. 2. Метод основан на сопротивлении грунта погружению в него стандартного штампа круглого сечения диаметром 16 мм. Штамп задавливают с помощью ударов гири с высоты 300 мм. 3. Степень плотности грунта определяется в интервале оптимальной влажности или близкой к ней. 4. Ударник (рис.1) состоит из стержня с концевым штырем (штампом) длиной 250 мм (1), направляющего стержня длиной 900 мм (2), гири массой 2,5 кг (3), ограничительного кольца (4), винта (5) и рукояти (6). Рис.1. Ударник удлиненный для определения плотности грунта методом зондирования 5. Испытание грунта производится следующим образом. На выровненную поверхность грунта вертикально устанавливают ударник. Затем поднимают гирю до ограничительного кольца и свободно ее сбрасывают. Так повторяют столько ударов, сколько потребуется для погружения ударника на глубину 250 мм. При этом подсчитывают общее число ударов. По тарировочному графику (рис.2) для данного вида грунта находят точку, соответствующую полученному числу ударов при полном заглублении концевого штыря удлиненного ударника. Из этой точки проводят вертикальную линию до пересечения с кривой, после чего на вертикальной оси находят объемную массу скелета грунта (плотность грунта). Рис.2. Тарировочные графики зависимости числа ударов от степени плотности грунтов в пределах их оптимальной влажности: а) для песчаных грунтов; б) для супесчаных грунтов Приложение 2 Контроль за уплотнением насыпи методом режущих колец Основной контроль за уплотнением насыпи в процессе производства работ производится путем сравнения объемного веса скелета грунта, отобранного из насыпи (), с оптимальной плотностью (). Отбор проб и определение объемного веса скелета грунта в насыпи производится при помощи грунтоотборника (рис.1), состоящего из нижней части с режущим кольцом и ударника. Рис.1. Грунтоотборник а — нижняя часть грунтоотборника; б — режущее кольцо (отдельно); в — ударник с подвижным грузом При отборе пробы грунта на его зачищенную поверхность ставят грунтоотборник в собранном виде и ударником забивают его в грунт. Затем крышку и промежуточное кольцо нижней части отборника снимают, режущее кольцо окапывают, осторожно вынимают вместе с грунтом, грунт срезают ножом вровень с нижними и верхними краями кольца. Кольцо с грунтом взвешивают с точностью до одного грамма и объемный вес влажного грунта в насыпи определяют по формуле: , где — масса кольца, г; — масса кольца с грунтом, г; — обжим кольца, см. Это испытание производится трехкратно. Также трехкратно определяют влажность испытываемого образца грунта путем высушивания навески в 15-20 г, взятой из каждого кольца с грунтом, до постоянной массы. Объемный вес скелета грунта насыпи определяется по формуле: , где — весовая влажность грунта в долях единицы. Полученный объемный вес скелета в насыпи сопоставляют с оптимальной плотностью этого же грунта. Коэффициент, характеризующий степень уплотнения грунта в насыпи, определяют по формуле: Приложение 3 Динамический плотномер ДПУ "Кондор" универсальный для определения качества уплотнения грунта 1. Универсальный динамический плотномер ДПУ "Кондор" предназначен для оперативного контроля качества уплотнения грунта при строительстве автомобильных дорог, аэродромов и других инженерных сооружений. 2. Плотномер ДПУ применим в случаях песчаных, супесчаных и суглинистых грунтов, содержащих не более 25% твердых частиц крупнее 2 мм. 3. При использовании настоящего плотномера для экспресс-контроля качества дорожно-строительных работ требуется, в соответствии со СНиП 2.06.03-85, не менее 10% всех измерений проводить стандартными методами, в частности для грунтов — весовым способом с отбором проб кольцами (ГОСТ 5180-84). Технические данные плотномера Конструкция и подготовка к работе Основу прибора ДПУ для контроля плотности грунта (рис.1) составляет рабочая часть, в которую входят направляющая штанга (1) с рукоятью (2), перемещающийся по штанге груз (3) и наковальня (4), по которой наносятся удары падающего груза (3). Рис.1. Прибор ДПУ для контроля плотности грунта При контроле плотности грунта, в наковальню (4) вместо ограничителя завинчивается стержень с коническим наконечником (5). Контроль плотности грунта 1. Плотномер собирается согласно схеме (рис.1), когда в наковальню завинчивается стержень с коническим наконечником. 2. Устанавливается вид применяемого грунта на основании определения гранулометрического состава (ГОСТ 12536-79) для несвязного грунта, а в случае связного грунта дополнительно и числа пластичности (ГОСТ 5180-84). 3. На контролируемом объекте разравнивается площадка размером не менее 30х30 см, посредине которой проводится первая пенетрация. Пенетрометр устанавливается строго вертикально к поверхности грунта и ударами гири стержень загоняется в грунт на глубину 10 или 20 см в зависимости от толщины отсыпанного слоя грунта. Затем стержень забивается уже с определением числа ударов на глубину 20 или 30 см. Для получения осредненного значения плотности пенетрация повторяется еще в двух-трех местах на расстоянии не менее 10-15 см от первоначального места зондирования. 4. Коэффициент уплотнения несвязных грунтов определяется по графику 1 по среднестатистическому из 3-4 определений, а для связных грунтов по графику 2. График 1. Определение коэффициента уплотнения несвязных грунтов: песок средней крупности и крупный (1), песок пылеватый (2) График 2. Определение коэффициента уплотнения супесей В последнем случае, при возможном изменении влажности от оптимального значения, необходимо установить естественную влажность грунта путем высушивания образца в температурном шкафу (термостате) для получения более точных значений плотности. Влажность при этом должна выражаться в относительных величинах, где — оптимальная влажность грунта, определенная по методу стандартного уплотнения СоюзДорНИИ. Материал подготовил Демьянов А.А.


Бульдозер – землеройно-транспортная машина, выполняющая разработку, транспорт, засыпку и разравнивание грунта (рис. 2.42). Однако при работе бульдозера в отличие от скрепера разработанный грунт перемещается не в ковше, а волочится по земле, толкаемый рабочим органом – ножом. От размеров ножа зависит объем толкаемого грунта (призма волочения), что, в свою очередь, определяет необходимую энергетику (мощность двигателя базовой машины).

1. Вид продукции: планировка площадки, возведение неглубоких (до 3 м) котлованов, невысоких (до 3 м) насыпей, доработка грунта в котловане после экскаватора, выполнение обратных засыпок траншей и пазух котлованов. Последние процессы выполняются в основном с помощью бульдозеров.

2. Состав процесса: зарезание грунта, транспортирование (волочение) грунта, отсыпка, разравнивание, возвращение (холостой ход) (рис. 2.43).

3. Вход в процесс – общий (см. стр. 29).

4. Ресурсы.

4.1. Материалы – грунты I–II групп природного сложения; разрыхленные грунты III–IV групп.

4.2. Техника: бульдозеры. Их различают по базе: гусеничные – имеют большое тяговое усилие; колесные – более мобильны и не требуют специального транспорта для доставки на объект. Основными технологическими параметрами бульдозера являются размеры ножа (отвала), определяющие его производительность.

Нож может быть закреплен жестко – неуправляемый, возможно наличие системы управления ножом (поворота на некоторый угол) в горизонтальной и вертикальной плоскости (рис. 2.44).

5. Технология процесса.

Схема работы бульдозера может быть: челночная, челночная со смещением, зигзагообразная, боковая проходка (при обратных засыпках) (рис. 2.45). Рациональная дальность транспорта грунта составляет 10–40 м, в отдельных случаях до 70 м. При использовании специальных технологий: траншейная проходка, фронтальный ход – до 100 м.



Рис. 2.44. Разработка и планировка грунта бульдозером: а – перемещение отвала в вертикальной плоскости; б – установка отвала в плане под углом к продольной оси бульдозера; в – то же, под углом к горизонтальной плоскости; г – планировка откоса бульдозером, оборудованном отвалом откосника; 1 – трактор; 2 - гидроцилиндр или канатный полиспаст; 3 – отвал; 4 – отвал планировщика откоса


Разработка котлованов ведется на одну сторону (рис. 2.46, а), а при больших размерах для сокращения дальности возки разработка ведется от центра на две стороны (рис. 2.46, б; 2.47).

Отсыпка грунта в насыпь ведется послойно, чередуясь с уплотнением, толщина слоя задается мощностью уплотняющего механизма и составляет 0,3–1,0 м. При необходимости производится промежуточное увлажнение грунта каждого слоя (рис. 2.47).

Обратные засыпки траншей и пазух котлованов выполняются также послойно, чередуя отсыпку слоя и его уплотнением. После отсыпки слой грунта смачивается для эффективного уплотнения.

При засыпке трубопроводов перед работой бульдозера выполняются две операции вручную: подсыпка грунта (подбивка) под трубу и засыпка трубы слоем грунта 30–50 см. После ручных операций грунт в траншею начинает «сбрасывать» бульдозер. При засыпке коллекторов, железобетонных лотков теплотрасс и т.п. засыпку ведут поочередно: сначала с одной стороны на высоту 0,5 м, затем с другой на высоту 1,0 м и далее, чередуясь по 1,0 м. Засыпку пазух подпорных стенок ведут горизонтальными слоями на всю длину стенки или ее участка.



Рис. 2.50. Выполнение обратных засыпок движением бульдозера с наклонным отвалом: 1 – отвал грунта для засыпки траншеи; 2 – засыпка грунта вручную; 3 – направление движения бульдозера 1; 2; …5

Все обратные засыпки в городской черте подлежат засыпке только песком как грунтом с минимальной осадкой.

Для повышения производительности бульдозера используются следующие схемы:

Зарезание и волочение грунта при движении бульдозера под уклон. Повышение производительности на 3–5 % (рис. 2.51);

Для удержания большого количества толкаемого бульдозером грунта на нож устанавливают открылки. Повышение производительности на 7–15% (рис. 2.51);

Фронтальный ход (работа) двух-трех бульдозеров. Это позволяет значительно увеличить объем призмы волочения и повысить производительность на 30–70%. Однако для этого требуются машинисты высокой квалификации, обеспечивающие синхронную работу двух-трех бульдозеров (рис. 2.52);

Траншейная проходка. Здесь стенки траншеи удерживают грунт на отвале, а бульдозер транспортирует объем грунта, максимально возможный для данной мощности двигателя. Стенки могут образовываться естественно при работе бульдозера за счет грунта, теряемого по бокам отвала (рис. 2.53), а также из неразработанного грунта при параллельной проходке двух-трех бульдозеров с некоторым расстоянием между ними.



В условиях стройплощадки бульдозер выполняет планировку дорог, путей под башенные краны, планировку отсыпанного самосвалами грунта, песка, а также устройство съездов в котлованы и т.п.

Оценка технологий. Исходя из вида возводимого земляного сооружения, наличия конкретной техники и заданной дальности возки примерную оценку затрат на разработку грунта можно выполнить по табл. 2.3.

Источник : Технология строительных процессов. Снарский В.И.

Схемы производства работ бульдозерами


Различают три основные схемы разработки и перемещения грунта бульдозерами: прямую, боковую и ступенчатую.

Прямую схему применяют при рытье траншей и выемок, ширина которых незначительно превышает ширину отвала бульдозера; при устройстве въездов, когда допускается отсыпка грунта в одно место. Работая по этой схеме, бульдозер при разработке и перемещении грунта передвигается по прямой линии, совершая возвратно-поступательное движение без поворотов. Эту схему движения бульдозеров нередко называют маятниковой. При движении вперед бульдозер срезает грунт на определенном участке пути, а затем транспортирует его к месту отвала (рабочий ход). Затем он возвращается к месту начала резания грунта, перемещаясь задним ходом (холостой ход). Число рабочих и холостых ходов бульдозера зависит от проектной глубины выемки и толщины срезаемой при одном проходе стружки грунта.

Боковую схему работы бульдозера применяют при перемещении ранее разработанного грунта из отвалов или сыпучих материалов (песка, гравия и др.) из бункеров, при разработке легких грунтов, срезаемых толстыми слоями, а также при работе на косогорах. При этом разрабатываемый грунт располагается сбоку от пути, по которому бульдозер транспортирует его к месту отсыпки. Бульдозер захватывает отвалом грунт, делает поворотное движение, перемещая грунт на транспортный путь, а затем транспортирует его к месту отсыпки. Работать по боковой схеме может только квалифицированный бульдозерист, так как при недостаточном опыте управления бульдозером значительная часть грунта может быть потеряна во время поворота бульдозера.

Ступенчатую схему разработки и перемещения грунта применяют преимущественно при устройстве насыпей, выполнении вскрышных работ и вертикальной планировке площадей, когда допускается отсыпать разрабатываемый грунт по всей ширине выемки. Работая по этой схеме, бульдозер разрабатывает грунт параллельными проходками. Переместив грунт из одной проходки, бульдозер совершает холостой ход под углом к оси рабочего хода и начинает разработку и перемещение грунта на расположенной рядом проходке (рис. 96).

Рис. 96. Схема возведения насыпи бульдозером
1 - направление рабочего хода бульдозера; 2 - разбивочные колышки; 3 - вешки-высотники; 4 - отсыпанные слои грунта; 5 - направление холостого хода бульдозера; 6 - направление рабочего хода бульдозера

Рассмотренные способы разработки и перемещения грунта в большей или меньшей степени применяются почти на всех земляных работах, выполняемых бульдозерами. Ниже рассматриваются конкретные примеры организации бульдозерных работ на различных земляных сооружениях.

При выполнении вскрышных работ с отсыпкой грунта в ранее выработанное пространство разработку грунта ведут перекрещивающимися проходками, наклонными в сторону выработки под углем 10… 12°. Разработку грунта начинают на участках, расположенных в непосредственной близости от верхней бровки откоса старой выработки. При этом толщину срезаемого слоя грунта увеличивают по мере приближения бульдозера к выработке, с тем чтобы у ее откоса она была максимальной.

Вертикальную планировку площадей с помощью бульдозеров осуществляют после разбивки всей площади с указанием глубины снятия грунта на высоких участках и высоты отсыпки его в выемках. Грунт разрабатывается параллельными проходками. В этом случае целесообразно применять комбинированную схему разработки и перемещения грунта,сочетающую прямую и ступенчатые схемы.

Возведение насыпей бульдозерами без применения других машин (катков, поливочных машин) допускается только в тех случаях, когда техническими условиями на производство работ не предусмотрено уплотнение грунта и местные данные позволяют использовать грунт из резервов.

В зависимости от ширины насыпи разработку грунта ведут в одно- или двусторонних боковых резервах. Возводят насыпь в следующей технологической последовательности. Перед началом работ производят геодезическую разбивку насыпи и боковых резервов, целью которой является наметить ось и границы основания насыпи, границы бермы и резервов. Резервы закладывают преимущественно на нагорной стороне насыпи с поперечным двусторонним уклоном дна 0,02 к середине резерва. Продольный уклон дна резерва должен составлять не менее 0,002 и не более 0,008. Для удобства работы отсыпку насыпи ведут захватками длиной 50… 100 м.

Разработку грунта начинают от полевой бровки резерва. Двигаясь на первой скорости, бульдозер срезает грунт слоями до 30 см и перемещает его в сторону насыпи. При подходе к берме отвал бульдозера постепенно приподнимают, чтобы не срезать грунт на берме. Укладку грунта в тело насыпи производят валиками, размещая их по ширине насыпи. Холостой ход бульдозера в резерв осуществляется на максимальной скорости заднего хода.

Грунт от каждой проходки в резерве укладывают в тело насыпи, размещая его по ширине насыпи, после чего бульдозер начинает разработку грунта на следующей проходке валиками. После отсыпки первого слоя насыпи на всей длине захватки бульдозер поднимается на насыпь и, перемещаясь вдоль сооружения, разравнивает уложенный валиками грунт, одновременно уплотняя его гусеницами. Отсыпку последующих слоев насыпи бульдозер производит в такой же последовательности. Закончив отсыпку насыпи до заданной высоты, бульдозер разравнивает верхний слой грунта, планирует бермы и дно резерва, доводя продольные и поперечные уклоны до проектных отметок.

Отсыпку насыпей высотой 1,5…2 м можно производить без послойного разравнивания насыпанного грунта сразу на полную высоту. В этом случае рабочая отметка насыпи должна быть увеличена против проектной на 10… 15%, так как насыпь в течение длительного времени по окончании строительства будет давать осадку.

При строительстве дорожного полотна на косогорах грунт разрабатывают и перемещают в полунасыпь продольными и поперечными ходами бульдозера. На косогорах с поперечным уклоном 8… 10° целесообразно грунт разрабатывать продольными ходами. При этом бульдозер перемещает грунт в валы, располагаемые по всей ширине полувыемки. В дальнейшем бульдозер транспортирует грунт из валов в полунасыпь, перемещаясь под углом к оси строящегося полотна Дороги. На косогорах с поперечным уклоном 12. ..20° разработку грунта ведут поперечными проходками, на которых бульдозер перемещается перпендикулярно оси строящегося полотна. Это позволяет повысить производительность бульдозера за счет увеличения толщины срезаемого слоя грунта, так как основная масса грунта перемещается под уклон.

Перед перемещением грунта в полунасыпь поверхность косогора, являющуюся основанием для полунасыпи, разрыхляют или нарезают бульдозером уступы. Для защиты дорожного полотна от воздействия поверхностных вод с нагорной стороны его канавокопателем или бульдозером, к отвалу которого крепят специальную насадку, отрывают водоотводную канаву.

Обратная засыпка траншеи бульдозером производится грунтом из отвала, расположенного вдоль траншеи, в следующей технологической последовательности. После укладки трубопровода, кабеля или устройства другого сооружения его одновременно с двух сторон засыпают вручную (чтобы не повредить или не сместить засыпаемый трубопровод или сооружение) на высоту 0,25… 0,3 м над верхом сооружения. Дальнейшую засыпку траншеи производит бульдозер, двигаясь перекрестными поперечными ходами.

Площадь отвала разбивают на отдельные участки, бульдозер подходит к отвалу грунта под некоторым углом, забирает грунт на участке I и перемещает его в траншею. После этого поперечными проходками он перемещает в траншею грунт из участка II, затем косыми проходками из участка III , поперечными из участка IV и т. д. Аналогичную схему движения бульдозера применяют и при засыпке фундаментов зданий. При таком чередовании направлений движения бульдозера уменьшается путь перемещения его с грунтом и улучшаются условия набора грунта.

Засыпку искусственного сооружения, конструкция которого не требует ручной засыпки (железобетонные коллекторы, тоннели, трубы большого диаметра и т. п.), производят в следующем порядке. Вначале присыпают сооружение с одной стороны на высоту до 0,5, затем производят присыпку его на высоту до 1 м с другой стороны грунтом, привезенным самосвалами. Окончательную засыпку сооружения на полную высоту (после того как выполнена присыпка его с двух сторон) выполняют, как указано выше. Соблюдение такой последовательности засыпки необходимо, так как при односторонней засыпке возможна деформация сооружения.

При зачистке откосов бульдозерами отвалы грунта располагают преимущественно вдоль нижней бровки зачищаемого откоса. Это позволяет перемещать грунт сверху вниз. С помощью бульдозеров зачищают откосы, крутизна которых не превышает 1: 2,5.

В отдельных случаях допускается зачистка откосов с перемещением грунта вверх по откосу. Организация работ по этой схеме целесообразна на участках, где основной объем работ по зачистке откосов выполняют экскаваторы или иные машины, а бульдозеры только подчищают и выравнивают откосы.

К атегория: - Механизация земляных работ

Точная цена за засыпку траншеи и котлованов бульдозером определяется с учетом нескольких факторов. В первую очередь, к ним относятся объем предстоящих работ и используемая при этом техника. Нередко требуется организовать дополнительный привоз грунта или песка для засыпки. В подобной ситуации потребуются расходы на использование самосвалов, наиболее востребованными моделями которых заслуженно считаются Scania и отечественные КАМАЗы .

Очевидно, что засыпка траншей песком позволяет более качественно выполнить работы. Кроме того, этот материал даже без уплотнения практически не проседает, что позволяет при необходимости производить благоустройство, не опасаясь последующего образования на поверхности ям. При использовании грунта он нуждается в дополнительном трамбовании, для чего могут использоваться различные виброуплотнители , произведенные самым известным брендом подобной техники Wacker Neuson .

Нанять бульдозер для засыпки траншеи

Наша компания предлагает простой и быстрый способ нанять необходимую для выполнения работ технику. При этом грамотный менеджер поможет подобрать такую модель, чтобы засыпка пазух траншеи экскаватором или бульдозером была выполнена не только быстро и качественно, но и с минимальными финансовыми затратами. Важный плюс сотрудничества с нами - использование только исправной техники, выпущенной не ранее 2011-го года.